Перейти к содержанию
Сноуборд форум

Блоги

Блоги нашего сообщества

  1. AlxBlack
    Последняя запись

    Заметка основана под впечатлением от фильма "День фрирайдера", смотреть не рекомендую.

    Сначала хотел написать разгромную статью о фильме, но, понял, что это мало кого заинтересует, да и писать там особо нечего.

    Собравшись с мыслями, решил написать заметку о фрирайде, и том, к чему надо быть готовым, когда выходишь за пределы трасс.

     

    Существует, что бы кто ни говорил, два вида фрирайда: групповой и индивидуальный. Каждый сам выбирает какой вид ему выбрать.

    Да, случаи пропадания без вести индивидуальных фрирайдеров значительно более распространены, чем пропадание без вести группы, но надо понимать, далеко не каждого, съехавшего с трассы можно назвать фрирайдером. Я в дальнейшем под словом фрирайдер буду понимать человека, осознанно идущего и знающего все возможные риски нахождения вне трассы. Раздолбаи, кои лезут за трассы как в группах так и по одиночки к числу фрирайдеров не относятся, они не осознают риски, не смотрят опасности и не знают,  что,  в каком порядке и как предпринимать, если попал в самую Ж.

     

    Что нужно для фрирайда?:

    В первую очередь сильные навыки катания, катания не только по мягкому пуху, которые, конечно важны, но и катание по ледяным участкам, прыжки с трамплинов и т.д. Неоднократно слышу, мол, нафига мне уметь карвить, я же фрирайд хочу катать, увы, но с таким подходом фрирайдером Вам не стать никогда, навыки владения доской в любых условиях, вот, то, что позволяет уверенно кататься и выживать вне трасс. Не владение снарядом в полной мере может сыграть с вами злую шутку, ибо, некогда не знаешь чего ожидать во фрирайде, пусть даже ты отлично просчитал линию. Мы, обычные катальщики, и большинство фрирайдеров, не имеем возможности полностью просчитать склон, т.к. не живём в местах катания постоянно, да и погодные дневники умеют вести единицы, а тех, кто ведут -- по пальцам пересчитать.

     

    Просчёт линии спуска: допустим, Вы катаетесь на доске хорошо, но одного уровня катания во фрирайде не достаточно,  горы, на то и горы, не везде и не всегда можно проехать, и это надо осознавать. Нельзя ехать по прошлогоднему маршруту, или, ещё хуже, чужому трэку. Лавинная обстановка в горах меняется постоянно(в некоторых случаях достаточно менее трёх часов, чтоб один и тот же склон из абсолютно безопасного превратился в смертельно опасный), осыпи, обвалы, оползни, сели  меняют рельеф гор от года к году,  трещины в ледниках смещаются, а плотность снежных мостов над ними разница год от года .Езда без предварительно намеченной линии спуска -- удел раздолбаев, к фрирайду отношения не имеющий. Нет, я не говорю, что Вам необходимо брать бумажную карту района и маркер и растрачивать предварительно перед спуском планируемый маршрут, это не обязательно, но, даже, если Вы это сделаете, этого не будет достаточно. Линию с привязкой к ориентирам необходимо держать в голове, причём, это касается не только индивидуального фрирайда, но и фрирайда в группе, и даже в группе с гидом, каждый должен знать ориентировочный маршрут, и пути эвакуации. При планировании линии необходимо, помимо основной линии запланировать дополнительные, ЗНАЧИТЕЛЬНО более простые, т.к. план и действительность всегда будут отличаться, и там, где казалось всё катабельно может оказаться при проезде "непроход". Чтоб минимально оценить линию, необходимо просмотреть её,  крайне желательно визуально, с нескольких точек, необходимо помнить, рельеф при подъёме снизу вверх, например, на подъёмнике будет читаться очень хорошо, но, когда Вы поедите вы его скорее всего не опознаете. Всегда намечайте какие-то характерные точки, скалы, отдельно стоящие деревья и т.д. При планировании по карте -- единственные ориентиры -- высокие вершины и резкие перепады рельефа, для ориентирования на местности в таком случае требуется значительно бОльшее число характерных точек, чтоб можно было как можно точнее определить направление движения по запланированной линии. Один из лаифхаков, если линия просматриема с подъёмника, просматривайте её смотря назад при подъёме, а не вперёд, ибо один и тот же объект, хорошо заметный снизу, может быть абсолютно незаметен сверху. Про лавинную обстановку и правильность оценки снежного покрытия писать не буду, тот кто считает себя фрирайдером -- уже сходил на лекции лавинной безопасности, где ему об этом рассказали значительно лучше, чем смогу это сделать я, а самые жизнелюбивые ещё и прошли практический курс. Из практического опыта, могу лишь сказать что кажущийся крайне привлекательным не раскатанный ровный участок может легко оказать выдутым в усмерть льдом, или 5см мягкого снега под которым обледеневшая каменная осыпь, вот на такие случаи и нужна, например, запасная линия.

     

    Психологическая подготовка. Знаю нескольких людей с достаточной техникой, нормальной физ-подготовкой, которым категорически нельзя лезть во фрирайд. Во фрирайде случается всякое, просчитать заранее всё не возможно, иногда вылезает "непроход" там, где его никак не ждёшь, и надо, например, возвращаться вверх. Нужно быть готовым психологически, что придётся переться в верх по пояс в снегу, и вместо 15 минутного спуска получить три часа выползания из полной Ж. Помните, идя во фрирайд, первое, о чём необходимо забыть, это о Боге, он Вам не поможет, если Вы катаете в группе, то рассчитывать можно лишь на Ваших сокатальцев (а можно ли? подбирайте в группу людей, в которых Вы уверенны, и так, чтобы они были уверенны в Вас). Если же вы едете самостоятельно то рассчитывайте только на свои силы, сидеть и ждать помощи, всё равно что похоронить себя заживо(если, конечно, Вы не связались со спасами, и они не сказали Вам ждать помощи на месте). Старайтесь максимально трезво и адекватно оценивать свои силы, и пересматривать оценку максимально рано, если понимаете, что просчитались в первом приближении.  Человек, существо очень живучее, и в критических ситуациях способен на очень многое, но не надо доводить ситуацию до разряда "критической", если есть иные пути. Но, если Вы уже попали в полную Ж, то никогда не сдавайтесь, всегда есть выход, помните об этом, если не можете идти, а пройти надо несколько километров, поставьте цель дойти до ближайшего дерева, потом до следующего и так, пока не преодолеете всё расстояние. Но никогда не забывайте, что выползая из одной полной Ж Вы всегда можете провалиться в следующую, по этому, не надо делать всё из последних сил, иногда следует делать перерывы, лучше медленнее, например, пройти по глубокому снегу с постоянными перерывами на отдых, чем потратить на один рывок все оставшиеся силы, а там обнаружить, что пройти надо ещё вдвое больше. старайтесь никогда не забывать о времени, светлое время в горах ограниченно, не надо начинать спуск, если остаток светлого времени в менее чем в три раза больше планируемого времени спуска, лучше лишний раз катнуть по трассам, чем в темноте выбираться по какому-нибудь лесу.

     

    Снаряжение:. Защита, шлем, защита позвоночника(отдельная, не рюкзак ) -- это минимальный набор того, без чего катать вне трасс равносильно игре в русскую рулетку.

    Перелом позвоночника или пролом черепа с 90% вероятностью не даст Вам возможности выжить. На моей памяти шлем спасал пару раз жизнь "паркетных"(с подъёмников вдоль трасс) фрирайдеров, защита позвоночника лично меня пару раз выручала, нет, она не сильно смягчила удара, но позвоночник остался цел, и я спустя пол часа валяния смог встать и поехать. Для девочек настоятельно рекомендую защиту копчика, ибо, возможно, Вы когда-нибудь захотите стать мамами, а перелом костей таза может очень осложнить или сделать невозможным воплотить в жизнь данное желание(зачем осознанно лишать себя потенциальной возможности?).  

    Лавинное снаряжение. Вот, тут уже различия между группой и индивидуальном фрирайдом, для индивидуального фрирайда ни щуп ни бипер скорее всего не пригодятся, а вот лопата(на которую жалуются все кто начинает пробовать фрирайд ) -- очень может пригодиться,  выкопать стартовый коридор в карнизе, откопаться и встать  в очень глубоком и мягком снегу, спуститься откуда-нибудь, воспользовавшись собранным из лопаты и верёвки снежным якорем.  Вот и второй крайне полезный для индивидуального  фрирайда элемент снаряжения, верёвка, увы, штука отнюдь не самая дешёвая, хорошая лёгкая альпинистская верёвка где-нибудь 4-6мм, способная выдержать два веса вас со снарягой, а нужно её метров 50 и ещё умение пользоваться верёвкой тоже не помешает, например, когда, поехав по ручью в каком-нибудь кулуаре попадаете к водопаду.

    Лавинное снаряжение для группы и без меня описано хорошо: бипер, щуп, лопата, обязательно наличие ПОЛНОЙ "лавинки" у КАЖДОГО члена группы,  а также УМЕНИЕ ей ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Зачем Вам в группе товарищ, у которого нет бипера, и если Вас засыплет, он не сможет Вас быстро найти, или, если бипер есть, а лопаты нет, найти, например, найдёт, а откопать не сможет, или отсутствие щупа не позволит точно обнаружить ваше местоположение,  и соответственно быстро откопать и вытащить. Ну и без заранее отработанных навыков пользования лавинной снрарягой -- выкопать человека с глубины даже 1м не реально. В общем, на лекции и курсы лавинной безопасности, и практические занятия.

     

    По движению группой написано и сказано и без меня очень много, из типичных ошибок -- некорректная оценка навыков, навыки ВСЕЙ группы оцениваются по САМОМУ СЛАБОМУ участнику,  увы, зачастую, именно эта ошибка приводит к самым большим трагедиям.

     

    Пару слов о том, что кроме стандартной снаряги  не плохо бы иметь в своём рюкзаке, если Вы выбираетесь за приделы трасс, оно в принципе стандартно, но перечислю:

    1)Запасные катательные перчатки, основные могут промокнуть или порваться, а катать с замёрзшими руками не весело.

    2)Запасная кофта/флиска/пуховик, они сейчас лёгкие и ничего не весят, но если вы промокли полностью или изменилась температура -- очень пригодятся, и могут спасти Вам жизнь.

    3)Термос с горячем безалкогольным питьём, он позволит быстро согреться изнутри и уменьшит обезвоживание, и, главное, позволяет собраться с мыслями, если попал в Ж.

    4)Энергетический батончик/сухофрукты/шоколадка -- временно, но быстро восстанавливает силы, давая ещё несколько часов эффективной активности.

    5)Заранее запрограммированная на групповую частоту(если есть) И частоту СПАСОВ рация, при езде в группе  и индивидуально может помочь преодалеть плохо просматриваемый участок остальной группе, или вызвать помощь, когда другие средства связи не работают. 

     

    Как-то так, критика и предложения по улучшению  приветствуются.

     

  2. В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 57
      просмотров

    В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 59
      просмотров

    В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 51
      просмотр

    В блоге ещё нет записей

  3. В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 3
      просмотра

    В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 64
      просмотра

    В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 31
      просмотр

    В блоге ещё нет записей

  4. В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 32
      просмотра

    В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 40
      просмотров

    В блоге ещё нет записей

  5. В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 48
      просмотров

    В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 64
      просмотра

    В блоге ещё нет записей

  6. В блоге ещё нет записей

  7. В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 46
      просмотров

    В блоге ещё нет записей

  8. В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 3
      просмотра

    В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 81
      просмотр

    В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 62
      просмотра

    В блоге ещё нет записей

  9. В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 55
      просмотров

    В блоге ещё нет записей

    • 0
      записей
    • 0
      комментариев
    • 33
      просмотра

    В блоге ещё нет записей

×