Перейти к содержанию
Сноуборд форум

Лидеры


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 11/21/18 во всех областях

  1. 1 балл
    Сезон, кажется, я таки открыл, но обо всём по порядку. Мамай, ущелье расположенное в районе Байкальска, который в свою очередь находится в 2.5 часах езды от Иркутска. Курортом это место назвать в полном смысле этого слова нельзя, ибо почти полное отсутствие инфраструктуры не может быть компенсировано, ничем, разве только... снегом! Итого около 3ч от аэропорта г. Иркутск по серпантину на газеле, и это только начало... Наша машина останавливается где-то на съезде с шоссе на грунтовую дорого уходящую в лес, где нас поджидает шашига (газ 66), небольшой бортовой грузовичок с повышенной проходимостью. Кидаем вещи в грузовик(самые умные и опытные заранее вытащили фрирайдные палки), по совету гида достаём налобные фонарики и идём налегке с палками или без по достаточно разбитой, но прихватившейся морозом грунтовке. Первые 4км плоскач, идти совсем легко и весело, самые нетерпеливые рванули вперёд, а самые умные и опытные держат комфортный темп, никуда не спеша, палки в общем, пока не требуются. В конце плоскача нас уже поджидает шашига, выгружаем вещи, ибо дальше обледенелый 500м подъём с уклоном градусов 15, на него грузовичок забраться не может, т.к. у каждого упаковка + рюкзак, а среди группы наличествует и "слабый пол", то приходится делать по две-три ходки, на подъёме палки очень пригождаются, ибо лёд и мелкие ручейки. В конце подъёма ждёт квадрацикл, он челноком перетаскивает вещи до базового лагеря( ещё 6км небольшого подъёма 5-7 градусов максимум). Но тут тоже не без сюрпризов, квадрик маленький, большие упаковки с бордами/лыжами в него не лезут, вытаскивем штурмовые рюкзаки, цепляем борды/лыжи к нему и каждый со своим прётся к лагерю, благо остальные вещи и сложенные пополам чехлы влезли в квадрик. Палки на оставшейся части подъём в принципе не нужны, но ими легко задаётся частота и размер шага, так что их никто не убирает. Подходим к базовому лагерю уже в темноте, налобные фонарики пеццл и блэкдаймонд рулят, остальным как повезёт, и, да сразу ставьте новые батарейки Базовый лагерь, а точнее, зимовье, представляет собой двухэтажную избушку на метровых сваях, из досок, обшитых утеплителем и гофрой, внутри на первом этаже печь(булерьян) обставленная решётками для сушки снаряги, газовая плитка двухкомфорочная керамическая с двумя 50ти литровыми баллонами, несколько лавок и обеденных столов, вполне достаточных для тусовки в 22 фрирайдные морды, второй этаж застлан толстой и мягкой пенкой/поролоном, на него кидаем свои спальники и спим в комфорте(если только не перетопить с вечера печку, иначе получается баня), в доме свет от 12В. аккумуляторов и генератор для их подзарядки, есть также и инвертор на 220В, но если вы думаете, что через него можно зарядить ваш любимый смартфон, могу вас сразу обрадовать: этого делать не потребуется, сотовой связи в ущелье нет, на вершинах временами ловит, но об этом позже. Туалет деревенского типа, в 30м от избы, на дереве на высоте 2м, ибо снега бывает очень много, даже в уплотнённом виде. По приходу готовим ужин, кушаем и спать, день тяжёлый, как тогда казалось(на самом деле всё только начиналось). Заснуть удаётся не всем и не сразу, слишком сильно натопили печь, на втором этаже как в сауне, на первом без спальника ещё можно заснуть. Фрирайд, день первый. Подъём ранний, дежурные встают в 7 идут за водой к ручью, метров 150 по дороге, готовят завтрак, общий подъём в 8-00, завтрак, сборы, выходим в районе 10-30, проходим до ближайшей поляны: лавинный инструктаж, практическая тренировка на поиск рюкзака(делимся на две группы по ~10 человек и отрабатываем поиск). Группчек биперов, выходим на маршрут в районе 12-00. Наша цель "мясные поля" близлежащий кулуарчек с шириной метров 300, по центру протекает ручей. Первая часть -- подход, множество пересекающихся хорошо набитых троп, гид на скитуре идёт на пролом, ибо ему пофиг, народ со снегоступами пытается ломиться за гидом, получается тяжело и медленно, я слишком ленив, чтоб одевать ступы, иду в хардбутах по набитым тропам и успеваю в первой половине группы. Первый подъём, снегоступщики начинают догонять за счёт более прямой траектории, по набитым тропам идти хоть и проще, но расстояние раза в два больше, тропы снегоступщики затаптывают, приходится искать, начинаю отставать, но до замыкающего ещё далеко. При подходе к первому перегибу окончательно теряю тропу, иду по снегоступному свежему снегу(прошло около 10 человек в ступах и ещё пара на скитуре), проваливаюсь по колено так прохожу метров 50 траверса и первый привал: ждём хвост, который ещё только на подходе. Пока ждём встёгиваюсь в снегоступы, пью чай из термоса, отдыхаю, ждать минут 30, наслаждаюсь солнышком, температура около -3. Далее ползём по хребту на перегибах устраиваем привалы, учусь ходить в ступах, хотя есть набитая тропа, у двоих из группы ступов нет, но они не отстают по тропе(если бы не стояла задача научиться ходить в ступах то выкинул бы их нафиг, они на том маршруте были не нужны). В группе есть очевидно слабые ребяты(со слабой физ. подготовкой, ну и просто не умеющие рассчитывать свои силы) по этому общий темп улиточный, на вершине в районе 16-30. Небольшой отдых и спуск. Спуск не заслуживает особого внимания: сначала полянка достаточно широкая, но снег тяжёлый "весенний", местами корка, затем через ручеёк небольшая лесополоса, курумник, выкат в соседний колуарчек с сошедшей солнечной стороной, лавинный вынос трёхдневной давности, жёстко, но катабельно, далее вдоль ручья по набитому следу до дома, есть пара поворотиков, в которые надо было вписаться, я не успел в один -- вылетел на ручей и подвис мостиком :), повезло на следующий день по моему же следу но с более короткой доской один из группы окунулся в воду, я выполз сам, не выстёгиваясь, второму повезло меньше, да и отсутствие опыта сказывается -- вытащили. Темнеет, крайние в группе выкатываются с фонариками. Ужин и спать. Фрирайд, день второй. Дежурные проснулись как и в предыдущий день в 7-00, Идут за водой, готовят завтрак, общий подъём в 8-00, эту ночь топили не так сильно, удалось выспаться. 1/4 группы отказывается куда-либо выходить, сказывается недостаток физухи и/или опыта, оставшиеся делятся на две группы сильную и слабую. По скольку физухи нет, опыта хождения в снегоступах тоже мало -- иду в слабую, т.к. раций на всю группу не хватает, а у меня есть личная, назначают замыкающем. Выходим поздно в 11-00, много тупим со сборами. Изначальный план подняться по быстрому без снегоступов по вчерашней тропе, меня очень порадовал. Начинаем движение, один из группы отстаёт, жду, группа уходит вперёд, и теряется из видимости за мелким перегибчиком, на развилке(ошибка, что не уточнил, какой именно) уточняю у гида, куда идти, гид говорит что без разницы, идём с отстающим по тропе, она сильно ухудшилась, местами проваливаемся по колено, понимаю что что-то не так, доходим до конца тропы, которая оканчивается следом спустившегося сноуборда, облом, встёгиваемся в снегоступы и идём вверх, гид уже вышел к нам на встречу, через минут 20 воссоединяемся с группой, потеряв время. От первоначального плана гид, при взляде на гору и состояние тропы, решает отказать. Все вдеваются в снегоступы, решаем идти коротким путём, напрямик по глубокому снегу. Подъём предстоит быть тяжёлым, первоначальная цель, два спуска: обратка "мясных полей" и "весёлый кулуар", в группе образовывается очевидно слабое звено, человек без опыта, но с амбициями -- самая страшная смесь, понимаю, подъём затягивается, на середине подъёма, спустя ~2ч. после начала сообщаю гиду о невозможности осуществления двух спусков для отстающей части группы. Гид принимает решение дождаться "хвост" и отказывается от спуска по обратке. Группа ждёт нас ~1.5 часа, благо погода позволяет, на солнце +15 где-то, иду в одной футболке, красиво, по ощущениям -- весна в ПРИ. Где-то к 16-30 доползаем до вершины, нет, это даже не черепаший, это улиточный темп. Спуск, в общем ничего особо интересного, типичный "Трансвааль" в ПРИ, только длиннее раза в три. В конце спуска небольшой пешкодрал по лесу, снегоступы решили не одевать, в хардбутах идти в след не удобно иду через ногу, проваливаюсь по колено, доска в руке, на середине траверса решаю встегнуться передней ногой, толкаясь задней получается значительно быстрее. Небольшой ручей, чтоб было легче перепрыгнуть отдаю доску(да, это моя ошибка), принимающий кидает доску на скользяк, парафин в температуру, 171длина, доска не самая лёгкая, убегает в сторону ручья, метров 300. Прошу гида на сплите сбегать по следу, гид отпускает всю группу на выкат и идёт за доской, через 15 минут возвращается с доской, выдохнул, доска цела и невредима, чуть-чуть не долетела до камня(гид показывал фотки), повезло. Выкатываемся с гидом, вчерашний ручей, около него народ, выясняется, что один из наших таки в него угодил, видать по моему вчерашнему следу, вытащили, всё ок, у парня полные штаны удовольствия, едет домой сушиться. Приезжаем за час до сумерек, вторая группа не вернулась, но те, кто не пошли катать приготовили ужин. Дожидаемся вторую группу. Прощальный ужин, спать. Отъезд. Гид проспал, 8-00, подъём, сборы, завтрак, всё сумбурно, все приходят в себя, ночью спалось отлично, я даже спальник застегнул, ибо с вечером забыли протопить(оно и к лучшему). К 10-00 приезжает квадроцикл за вещами, вниз он может их провезти до конца без проблем, гид просит оставить штурмовой рюкзак и доску, многие не убирают и палки, ибо опытные, некоторые заварили чай в термосах, перестраховщики. Особо ленивые и не до конца протрезвевшие кидают всё в чехол, мол и так довезёт. В 12-00 на легке выходим основной группой, чтоб не бежать, рюкзаки с термосом и доской на спину и вперёд, в руках палки(в принципе можно было бы и без них, но с ними всёж легче) два часа комфортного темпа и интересных баек и мы внизу, по дорогое нас обгоняют особо трезвые или просто резвые, мы то прекрасно понимаем, всё равно им нас ждать . Газель, грузим вещи выезжаем в Иркутск. Выводы. Если вы хотите кататься, и у Вас нет камусов: забудьте про Мамай. Мамай это в принципе не про каталку. два далеко не самых интересных спуска за четыре дня -- это мой личный антирекорд, и это с учётом того, что я бывало попадал в непогоду... Для тех кто любит лыжные походы и не против совместить их с горнолыжкой -- Мамай идеальное место, таких мест не много, красивые виды на окрестности и Байкал вдалеке, оно не забудется, конечно не когда. Даже каталка, и та отнюдь не плохая. Если Вы любите ходить по горам -- то совместить пешку и горнолыжку тоже отличный вариант, но тут есть особенности: наши гиды поднимались в "альпийском" стиле, т.к. были на сплитах, для нас же т.к. нагрузка борд+барахло была уже существенной, то со снегоступами это был классический подъёи, но только без отдыха, т.к. за два часа мы подняться не успевали(стандарт 2ч. идём 30 минут отдыхаем). Как надо ехать на Мамай? Для себя я вижу несколько вариантов. Походить и покатать, чутка. Группа должна быть полностью на снегоступах, не берите с собой халявщиков на скитурах, они будут торопить группу сбивать темп, и жаловаться что замерзают вас ждать. В этом варианте вся группа должна иметь хорошую физическую форму, руководитель группы должен иметь опыт горных походов и знать различные стили восхождения, ориентируясь на группу выбирать нужный темп и определять точки и длительность остановок. Покатать фрирайд за дёшево. Дёшево хорошо не бывает, смиритесь, горнолыжка, вообще, не дешёвое удовольствие, а фрирайд и подавно, но если Вы твёрдо решили катать фрирайд, а денег на кэтскиинг у Вас нет и в ближайшей преспективе не ожидается -- покупайте скитур(сплит, скитур-крепы, телемарк или всё, что совместимо с камусом ). В таком случае убедитесь что группа состоит исключительно из скитуристов, не берите с собой снегоступчиков, они будут вас тормозить и покататься вам нормально не удастся. Как я понял знакомых телемаркеров, им удаётся за день сделать более 4ёх спусков, что более чем достаточно, чтоб покататься. Просто потусить. Лучше не берите с собой горнолыжку, чтоб не было искушения. Мамай отличное место от отдыха от цивилизации, отсутствие связи и тёплая изба делают его доступным для людей, не имеющих походного опыта, но желающих приобщиться к природе, ну или просто побухать и так, чтоб с работы не достали Покатать по взрослому. В принципе, если есть снегоходы с водителями и/или знакомые снегоходчики -- Мамай превращается в настоящую кладезь для фрирайдера, лего и быстро доступные со снегоходом спуски в три раза длиннее ПРИ, а компактность локаций позволяет прокатить все виды ПРИшных холмиков в течении одного дня, и к тому же они в ТРИ раза длинее. Да, вот это действительно фрирайд, и даже без вертушки, а по тому доступный простому обывателю. Когда надо ехать на Мамай? На этот вопрос ответить не так просто, я лишь могу судить по собственному опыту и результату общения с гидом и знакомыми, но здесь я отвечу на противоположны вопрос, когда точно НЕ надо ехать на Мамай. Не надо ехать на Мамай в начале сезона, ибо явно вы будете не готовы по физической форме, плюс отсутствуют гарантии по снегу, т.е. до 15 декабря я бы Мамай не рассматривал. Хотите в начале сезона по-фрирайдить ПРИ ждёт Вас, и даже за вполне вменяемую цену. Не надо ехать на Мамай в "Высокий сезон", там уже и так стало слишком много народу, а локация достаточно компактная, раскатывается всё слишком быстро, это было видно даже на открытии. Не надо ехать на Мамай, здесь оговорюсь, за паудером(а зачем Вы туда ещё едете) в марте: также как и в ПРИ в марте снег начинает тяжелеть, и точно не гарантирован, ветрового переноса на Мамае не много, а там где он есть -- катать не безопасно. А в конце марта уже возможны мокрые лавины, т.е. если жизнь Вам ещё пригодиться для подвигов, лучше воздержаться. Вот так я открыл этот сезон, осталось лишь добавить, что был я там с 8-ого по 11-ое ноября 2018 года. Хорошего сезона, Ваш AlxBlack.
×