Перейти к содержанию
Сноуборд форум
Авторизация  
Рита

Теория новичкам : Особенности обучения взрослых

Рекомендуемые сообщения

В последние годы в педагогике выделилось особое направление — теория и практика обучения взрослых, получившее название андрагогика. Ее основа — учет особенностей взрослых учащихся.

Как правило, большая часть учеников в нашей школе кайтбординга — это взрослые люди. Разберемся, что необходимо учитывать при планировании учебных занятий.

8840.jpg

Методика обучения взрослых

Три ступени обучения:

• Слушать

• Видеть

• Делать

Из чего складывается коммуникация:

• 7% Слова

• 38% Голос

• 55% Язык жестов и движений

Помните: Услышу и забуду. Увижу и запомню. Сделаю и пойму.

С чего начать

• Спросите учащихся о том, что они уже знают

Многие из наших учеников уже учились кататься на кайте, а многие уже научились и хотят улучшить свое катание. Прежде чем начинать заниматься, необходимо обсудить базовые понятия и ключевые моменты. Нередко термины и элементы техники понимаются по-разному.

• Обращайтесь с учениками, как с личностями

Психологи стремятся обнаружить в человеческом поведении нечто общее. К сожалению, психологию отличает от точных наук один очень важный аспект. Люди ведут себя не так, как неодушевленные объекты или силы природы. Известный психолог Роберт Штернберг утверждает, что в психологии не существует ни одной теории, которую можно было бы назвать совершенной. Всегда есть исключения. Даже самая полная теория человеческого поведения не может охватить всех различий между реальными людьми. Этих различий слишком много.

Для учителя это соображение очень важно, потому что даже самый лучший инструктор, использующий самую эффективную методологию, не может быть полностью уверен в том, что сумел «достучаться» до каждого ученика. Почему? Очень просто — между людьми существует масса индивидуальных различий, и это значит, что все учатся немного по-разному.

• Будьте им помощником

При обучении им прежде всего нужна помощь, а не наставления. “я люблю учиться, но ненавижу когда меня учат”

• Приспособьте скорость обучения к скорости усвоения учащихся

Не надо форсировать обучение, подгоняя усвоение к средним результатам. К примеру, не стоит стремиться на третий час вставать на доску. Потратив чуть больше времени на закрепления навыка управления кайтом, можно сократить часы при отработке водного старта за счет лучшего владения кайтом, сократить время на подъем кайта с воды в случае его падения. Для каждого этапа обучения, выделяйте контрольные навыки, доведя до автоматизма которые, можно переходить на следующий уровень.

• Не пытайтесь конкурировать с учениками

Способность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность — основная черта поведения и самосознания взрослого человека. Когда взрослый попадает в учебную обстановку, возникает противоречивая ситуация: человек как бы отбрасывается назад, в собственное прошлое, когда, сидя на школьной скамье, он находился в прямой или косвенной зависимости от учителя. С моей точки зрения, основное направление, по которому реализуется эта потребность, — возможность самостоятельного выбора из нескольких альтернатив. Инструктор должен предложить несколько вариантов, то как можно выполнить и отработать то или иное движение, разбирая его на берегу, предоставив ученику выбрать более удобный для него вариант.

Особенности взрослого учащегося

• Взрослые ученики более целенаправлены

В обучении взрослых катанию на кайте, подготовительные и подводящие упражнения направлены на решение четких учебных задач, в результате которых должны быть усвоены определенные навыки. Которые, в свою очередь, собранные вместе позволят кататься на кайте. Это соответствует одной из особенностей взрослых учащихся — вниманию к конкретным жизненным задачам.

• У взрослых имеется прошлый опыт

Жизненный опыт взрослых учащихся по содержанию и объему значительно превосходит опыт школьников или студентов. Не редко многие ученики имеют богатое спортивное прошлое, и часто их опыт в каких-то отношениях превосходит опыт инструктора. При проведении обучения было бы неразумно не использовать это обстоятельство.

• У взрослых устоявшиеся привычки

Учебные материалы организованы на теории. Логика стройной системы знаний расходится с характером прикладных знаний. И все же расхождение преодолимо. Путь преодоления — тематическая привязка теории к типичным ситуациям, выстраивание другой логики — логики реальных действий. Источник такой логики — анализ реальных учебных примеров и навыков.

• У взрослых имеются мнения о том, чему их учат

Оценка эффективности обучения в отличие от школьного образования выставляется самим учеником.

• Взрослые имеют тенденцию связывать то, чему их учат с тем, что они уже знают

Взрослые в отличие от детей не могут быстро вырабатывать новые координации, и значительно легче приспособить уже имеющиеся навыки под новые задачи, сравнив управление кайтом с чем-то уже знакомым (управление велосипедом, лошадью и т.д.)

• Взрослым нужно активно принимать участие в учебном процессе

Обучающийся несет ответственность за определение области обучения, выбор методов, планирование сроков, а также за оценку результатов. Он выступает в качестве основной «движущей силы» обучения, в то время как инструктор играет роль координатора процесса, «архитектора», создающего новые формы, методы и возможности.

• Взрослые учащиеся должны верить в компетентность преподавателя

Что делает одного человека учителем, а другого — учеником? Давайте забудем на время о классной комнате и подумаем о повседневной жизни. Вы приходите в гости к подруге, и она угощает нас восхитительным тортом. Вы спрашиваете ее, как она его приготовила. Что при этом происходит? Вы превращаетесь в ученика, а наша подруга становится учителем. Как же возникает такая ситуация? При каких обстоятельствах? Дело не в том, что ваша подруга имеет больше образования или опыта, чем вы, хотя чаще всего мы именно так думаем о квалификации учителя или тренера. Основа ситуации обучения — просто доверие. Вы уверены, что ваша подруга знает, как приготовить торт, и может дать вам информацию, которая позволит нам приготовить такой же торт. Основа ситуации обучения — взаимоотношения доверия между учителем и учеником. Все основано на доверии. Возникает ли оно благодаря положению, опыту или профессионализму учителя — в основе обучения всегда лежит доверие.

Что происходит, если нет доверия? Если учитель пытается научить вас новому навыку или новой процедуре, но при этом не обладает необходимыми знаниями или следует неудачной методологии, у вас возникает законный вопрос: а можно ли доверять этому учителю, адекватно ли он передает информацию? Дело не в том, что вы не уважаете авторитет учителя, дело в том, что обмануто наше доверие. Если доверия нет, никакое обучение просто невозможно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×