Главное меню

Дополнительно

Счётчики


Экстремальный портал VVV.RU

Все статьи о сноубординге

Все статьи >> Отчёты о поездках

А сердце осталось на склонах Эльбруса...

Два года подряд ездили в Славское, а в этом году захотелось чего-то нового. Скажу сразу – не жалеем! Это было просто обалденно!!! Знаю, что одним из главных, волнующим всех вопросом, есть деньги. По ходу рассказа буду ориентировать по ценам. Цены буду указывать в основном в русских рублях. Для перевода в гривны делите на 5.

Ездили вчетвером: я, Boa, AngelLes и Борис (муж AngelLes) – сборная Украины и Белоруссии. Поскольку наши друзья - белорусы легки на подъём, долго уговаривать их на поездку не пришлось. Дата отъезда – 12 февраля. 17 спланировали отметить День рождение AngelLes на Кавказе.

Добираться нужно сначала до Минеральных вод. Скорый поезд №25 Киев-Кисловодск отправляется по чётным числам (как в прочем и обратно) в 21:40. До станции Минеральные воды следует 29 часов. Стоимость билета 148,67 гривен плацкарт, купе примерно на 100 грн. дороже. Приехали мы в 3:10 ночи уже 14 февраля. Заранее нашли по Internetу попутчиков – трёх ребят, которые вот уже 25 лет из года в год ездят на Кавказ. Из них двое украинцев и один молдаванин. Ехали одним поездом. Всю дорогу то они к нам в гости ходили, то мы к ним, поэтому время пролетело не заметно. Главное в таком деле – это чтобы водки хватило. Через тот же Internet нашли «Газель» за 3000 русских рублей от Минеральных вод до посёлка Терскол. Разбили сумму на семерых. Можно было бы ещё дешевле, если бы были ещё попутчики, но таковых не оказалось. На пироне нас встретили с табличкой «ЮРА» (он же Boa).

200 километров ехали часа четыре. «Газель» слабо тянула в гору по ущелью, но не только это задержало нас в дороге... Впервые вспоминали наших ГАИ-шников тёплыми словами. Вот уже где мозговыколупывание, так это при въезде в Кабардино-Балкарскую автономию. Не меряно постов и на каждом у нас собирали паспорта и проверяли въездные карточки, которые заполняются при пересечении границы и на которых пограничники ставят штампы. А наш молдаванин при очередной проверке оставил эту карточку у себя, что дало повод для подкалывания типа «все люди как люди, а молдаванин он и есть молдаванин». Ребята попались с чувством юмора, поэтому все насмеялись до слёз.

А ещё представьте – каждый ГАИ-шник заглядывает в «Газель» и говорит, что у нас завален вещами аварийный задний выход. Это был цирк – начиналось перекладывание рюкзаков, лыж, пакетов с водкой…. Всё это взваливалось на руки, на свободные сидения, а лыжи даже на плечи. После этого зазывался ГАИ-шник и мы сознательно демонстрировали, как мы всё убрали. После этого всё опять сваливалось в кучу и образовывался такой бардак, что завален был уже не только запасной выход, но и основной. Короче – дурдом.

А на одном посту мы вообще обалдели. Полусонный страж порядка, спросонку забыв жезл, выбежал перед нами на дорогу и начал махать руками, чтобы мы остановились. Наших очередных извращений с рюкзаками ему показалось мало и он, указав нам на вывешенный приказ президента Путина о досмотре всех личных вещей въезжающих на территорию Кабардино-Балкарии граждан, заявил, что будет проводить полный досмотр. А дальше прозвучала фраза: «Вот сейчас проснутся понятые в 8 часов, они пока отдыхают, тогда и приступим». Мы в полусонном состоянии не сразу врубились о чём речь. Потом долго переглядывались и не могли понять, почему понятые спят на посту ГАИ и почему нельзя взять понятыми случайных людей, проезжающих в машинах или того же самого водителя. Или почему нельзя на крайний случай разбудить спящих понятых. Ответ был прост – надо было просто дать на лапу. Вот так вот борются власти России с терроризмом. ГАИ-шник попался упёртый, но через полчаса наши ребята, пробив его на человечность, добились разрешения ехать дальше без досмотра и даже без взятки. (Как оказалось, в своё время он служил в Киеве.)

С каждым километром мы поднимались выше и выше…. Проезжая по ущелью реки Баксан, мы время от времени видели на обочине дороги щиты, на которых было написано примерно следующее: «Внимание! Район Приэльбрусья является районом повышенной природной опасности….». Каждый такой щит заставлял тебя всё больше задуматься о том, куда ты приехал….

Река Баксан – небольшая (в это время года) горная речка с поразительно чистой голубой водой. Когда едешь по ущелью, то она всё время сопровождает то по одну, то по другую стороны дороги до самого Терскола. По обе стороны возвышаются огромные скалы, покрытые снегом. В лучах восходящего солнца горы меняли свой цвет от белоснежного до красного. Картина впечатляющая. Посёлок Терскол, с прекрасным сухим горным климатом, находится на высоте примерно 2200 метров над уровнем моря. Достаточно маленький посёлок. Единственная улица не имеет названия, так и пишут пос.Терскол, дом №…. Но зато есть множество красивых гостиниц как частных так и государственных. (О стоимости проживания в них можно легко узнать на соответствующих сайтах.)

Ещё в Киеве меня волновал вопрос о том, не грозит ли нам так называемая «горная болезнь». Симптомы: головная боль, головокружение, тошнота, бессонница, ну и т.д. Надо сказать, что чем сильнее организм физически, тем меньше шансов заболеть «горнячкой». Так как я считаю себя физически слабенькой, то в общем очень переживала по этому поводу. Где-то за полчаса до приезда в Терскол, начала болеть голова. Давило на мозги. Забегая наперёд, скажу, что когда мы уезжали, то голова тоже болела. Сказывался перепад высот. А ещё разболелось всё внутри, покалывало сердечко. Неприятное ощущение…. Но как только мы приехали (перестали подниматься), то буквально через пару минут побаливала уже только голова, и было лёгкое головокружение. У наших мужчин вообще не было никаких симптомов. А один из наших знакомых рассказал, что пару лет назад его жена приехала и у неё головная боль не проходила все две недели. В результате она пролежала в гостинице и даже не каталась, так что вопрос очень индивидуальный. Желательно чтобы не было проблем с сердечно-сосудистой системой. А ещё для профилактики можно принимать витамин С или хряцать лимоны. А лимоны в Терсколе дорогие – 15 рублей штучка.

Только мы вышли из машины, как к нам подошёл мужчина и предложил жильё. Отдельная двухкомнатная квартира с горячей водой обошлась нам по 250 рус.рублей с человека за ночь. В квартире было очень тепло, несмотря на конкретную вентиляцию в оконных рамах. За окном возвышалась гора Чегет, на склонах которой катались более продвинутые лыжники и бордеры. Сразу скажу, что на Чегет мы так и не попали. Всё откладывали на последний день, а в последний день Чегет закрыли из-за лавинной опасности. Склоны Чегета круче склонов Эльбруса и это позволяет кататься на Чегете при полном отсутствии очередей. Поскольку в нашей команде были чайники с 4-часовым опытом катания на борде в лице Бориса, и полные чайники с опытом стояния на лыжах на ковре в нашей квартире в Киеве в лице AngelLes, то первым делом нужно было преподать им азы горнолыжничества и горноплужничества. Боясь ухудшения состояния из-за «горнячки», решила взять обучение AngelLes на себя и полденёчка покопырсаться в лягушатнике на станции «Азау» – самая нижняя станция маятниковой канатной дороги на Эльбрусе. Маятниковая канатная дорога представляет собой два вагончика, которые ездят между станциями. Каждый вагончик рассчитан максимум на 30 человек. Запускали примерно по 20-25 человек. Станция «Азау» находится на высоте 2350 метров над уровнем моря. От пос.Терскол до ст.«Азау» ездят УАЗы, автобусы и легковые машины. Расстояние – 3 километра. Стоимость проезда – 25 рус.рублей с человека. Наш хозяин возил нас за 20.

Поскольку Борис из нашей компании единственный бордер, то помочь мы ему не могли даже советом. Основы катания, полученные ещё в Минске, давали ему возможность тренироваться самостоятельно. Единственное, что мы поняли в процессе его катания - это то, что копчик - абсолютно лишняя деталь в организме бордера. Я с Boa взялись за AngelLes. Поставив её в позу горноплужника, предложили чуть-чуть проехать. Это было прикольно…. Человек впервые на лыжах, плужить ещё толком не умеет. Оторвав палки от снега, AngelLes понеслась с горки…. Мы с Boa переглянулись и рванули её догонять. Хорошо, что она не испугалась и её остановила горка снега внизу склона. К концу дня она уже сама поднялась на бугеле (что-то вроде беби-лифта) и спустилась с горы.

Моё головокружение прошло к вечеру, и на следующий день мы поднялись на станцию «Старый Кругозор», которая находится на высоте 3000 метров над уровнем моря. Ещё выше находится станция «Мир» - 3500 метров над уровнем моря, связанная со «Старым Кругозором» так же маятниковой канатной дорогой. Ещё выше – станция «Гарабаши». Туда от ст.«Мир» идёт кресельная канатная дорога. Стоимость каждого подъёма – 70 рус.рублей или 50 бугельщику в карман. Т.е. чтобы подняться от «Азау» до «Гарабаши», нужно заплатить 210 рус.рублей за билеты или 150 бугельщику. Можно приобрести абонемент на один день стоимостью 350 рус.рублей и уже тогда катайся сколько хочешь и где хочешь. А для желающих подняться ещё выше есть ратраки, которые вывозят до «Приюта 11» - бывшей гостиницы, которая сгорела уже много лет назад. Ратрак дорогой: 250 рус.рублей с человека за подъём от «Гарабаши» до «Приюта 11» или 400 рус.рублей от «Мира» до «Приюта 11». Но желающих море. Есть небольшие очереди минут на 30-40, но если быть на «Азау» к 8 часам утра, то тогда в очередях практически не стоишь. Но есть один момент: кассы открываются гораздо позже 8 часов. Т.е. даётся пару часов бугельщикам для того, чтобы они подзаработали. Вот и получается, что, либо ты простоишь возле кассы за абонементом до того момента, когда повалит толпа, либо ты даёшь бугельщикам на лапу и проскакиваешь. Абонемент нельзя брать на следующий день, только день в день. Тут уже каждый приспосабливался, как мог.

Впервые поднимаясь в вагончике, захватывало дух. Было страшновато. Перед спуском минут 10 собиралась духом. Просто то, что я увидела, немного испугало. Я никогда раньше не была на Кавказе, а сравнивать, к примеру, Крымские горы и горы Кавказа – это всё равно, что сравнивать озеро в каком-нибудь селе Когутаевка с Байкалом.

Неописуемая мощь горной гряды. Невероятные каменные глыбы, замёрзшие водопады и шапки снега на величественных вершинах Главного Кавказского хребта. Всё это в первые минуты погружает в какое-то оцепенение. И когда ты выходишь с вагончика и осознаёшь, что сейчас тебе нужно будет рассекать по этим склонам, то немного жим-жим, а точнее просто жим и не разжимается. Невзирая на то, что местами есть достаточно узкие участки, в целом это широченные склоны, по которым при желании можно выписывать не только змейкой, а широченной змеюкой. Справедливости ради хочу заметить, что мы приехали в солнечную, практически весеннюю погоду, снега было не так, чтобы уж завались. Есть при спуске от ст.«Старый кругозор» до ст.«Азау» так называемый Ольгин поворот. Первые три дня там было очень много выступающих из-под снега камней. Я не хило пару раз навернулась из-за того, что под тонким в некоторых местах слоем снега, не видны камни, а когда ты там проносишься, то под лыжей конкретно хрякает. Короче я была рада, что лыжики были прокатные. После первого же дня катания на этом участке, осталось пару конкретных царапин, и даже изогнутый кант. После этого решили кататься только выше, спускаясь обратно на «Азау» на канатке. Так делали многие, кто хоть как то старался сберечь снарягу.

Когда я впервые спустилась с «Мира» на «Старый Кругозор» - моему восхищению не было предела. Это были не трассы, а огромные поля, по которым ты ехал практически один, и иногда на сотни метров не было видно ни одного лыжника или бордера. Вот, к примеру, наш Боря на борде. Исходя из фотки, можно оценить пространство, на котором ты абсолютно беспрепятственно рассекаешь в своё удовольствие. Мой самый любимый участок – от «Мира» и до «Старого Кругозора». Камней нет, заснеженное поле, и ты так в кайф катаешься, что я как вспомню, так аж сердце сжимается.

Чем выше поднимаешься, тем красивей виды…. Как в том анекдоте: «посмотришь направо – офигеть, налево – обалдеть…. Йо-ма-йо, красотище-то какое!…». Короче словами не передать, я вам лучше пару фоток покажу. Больше всего мне понравился так сказать ансамбль вершины Шхельда и Ушба. А красавец Донгуз-Орунбаши с вечно заснеженной вершиной…. Первые пару ночей не могла уснуть. Перед глазами траса и я еду и еду…. Уже сама на себя злилась за это «катание».

17 февраля отметили День рождение AngelLes подарками, которые будут напоминать о Кавказе, горячительными напитками и т.д. В этот день сделали вылазку на «Поляну нарзанов». Нарзан – природный источник, солёный и с привкусом ржавчины. Вода очень полезна, содержит много железа. Летом на поляне большое оживление, а в зимнюю пору там время от времени приходят люди набрать воды. Во время нашего там пребывания, приехала машина с солдатами - пограничниками, которые целыми ящиками из-под боеприпасов, наполненными пластиковыми бутылками, затаривались нарзаном. В 70-х годах на «Поляну нарзанов» обрушилась лавина. Кафе, стоящее посредине поляны снесло до фундамента, погибло 9 человек. Но сейчас там уже ничего не напоминает об этом. На склонах выросли молодые деревья и построились новые кафешки.

Хочу сказать пару слов о местном населении: очень хорошие люди, внимательны и всегда готовы помочь не только за деньги, а из-за доброты душевной. По крайней мере, у меня сложилось именно такое впечатление. Может проживание в природно-опасной местности делает их более человечными. Для примера: Покупая острые приправы у одной женщины, оказалось, что её родственники живут в Минске, почти рядом с нашими друзьями. Узнав об этом, она подарила Борису кучу вкуснятины просто так, ничего не требуя взамен. Когда они не могут помочь в чём-то, например, отремонтировать крепление (которое развалилось у Воа), то по несколько раз извиняются фразой: «Извини, дорогой, очень жаль, но не смогу тебе помочь». Всё замечается в мелочах, таких как гостеприимство хозяек кафе, ведь за её улыбку или сочувствие мы не платим; на себе ощутили человечное отношение и участий к твоей боли спасателей, ведь за добрые слова им тоже не платят. Одним словом у меня сложилось очень хорошее впечатление об этих людях. А ещё я заметила, что они обидчивы. Женщины, продающие вязанные вещи и сувениры, очень обижаются, когда ты заинтересовался её товаром, но купил такую же вещь у кого-то другого. А свитера и кофты ручной работы там дешёвые – 250-350 рус.рублей. В Киеве за такие деньги такие вещи не купить.

Кавказская кухня очень отличается от нашей. А больше всего нас поразили их порции. По дороге с «Поляны нарзанов» зашли в кафе. Хозяйка предложила мясо по-балкарски, одну порцию на троих. Мы удивлённо переглянулись, но согласились: одну на всех, так одну на всех. В результате мы так наелись, что не дышали и это при том, что даже чуть-чуть не доели. А ещё там делают очень, ну очень вкусный глинтвейн. Стоит большая чашка глинтвейна 30 рус.рублей, но того стоит. Чтобы перекусить на горе, нужно примерно от 100 до 150 рус.рублей на человека. Но на 150 – это уже выше крыши. Очень вкусные шашлычки из баранины. Да и вообще, сплошная вкуснятина. Изюминку добавляет то, что их блюда отличаются от тех, которые мы привыкли видеть у себя на столе. В принципе еда в основном жирная, так что тут момент тоже достаточно индивидуальный.

18 февраля выпал снег. При чём в Терсколе его не было. Ночью тучи зацепились за вершины, и на горе упал свежачок. Катание было отличное! Мы встречались в кафе и всё время слышали от Бори: «Какой кайф!!!». Мы себе дальше о чём-то другом разговариваем, а Боря опять посреди слова: «Какой кайф!!!». Но было и в самом деле супер! А в последний день катания – 19 февраля началась метель. Вершин не было видно, сплошное молоко. Закрыли Чегет. Эльбрус был открыт только от «Азау» до «Старого Кругозора». Видимость практически нулевая. Очки не одевала, ничего в них не было видно. Снег хлестал по глазам, но за то, какое это было классное катание!… Народу было вообще мало. Вагончики поднимались полупустые. Инструктора кричали чайникам-лыжникам: «Задняя стойка! Поднимай носки лыж!». Ещё с утра народ повалил в прокат за подходящей снярягой. Тот день для бордеров был раем. Мне с моими лыжиками, не предназначенными для такой погоды, пришлось подождать, пока немножко раскатают склон. Вообще я сделала вывод, что лучше ехать на Кавказ без снаряги, а уже на месте, исходя из погодных условий, брать снаряжение на прокат. Прокат лыж, например в «Альпиндустрии», одном из самых знаменитых прокатов, стоит от 200 до 1000 рус.рублей в сутки, борд – 300 рус.рублей. Снаряга не плохая, даже та, что за 200. Но опять же, у кого есть своё снаряжение, тому в общем-то нет смысла тратить лишние деньги.

В эту метель мы отогревались в кафешке и слушали истории москвичей и пожилого балкарца. Москвичи рассказывали о том, как их друг упал на Чегете и пролетев метров 300 сделал со своего овального лица треугольное. Пытался затормозить, втыкая лыжную палку в снег, но в результате палка пополам, а результата никакого. Лично я на Эльбрусе падала редко, но метко. Даже на Эле пролетаешь метров 10 как минимум, что уж говорить о Чегете. Цепляешься когтями за снег, а не помогает…. К сожалению, у нас тоже не обошлось без небольших травм. Одна из причин – неправильное поведение других горнолыжников на склоне. И это не смотря на то, что на всех станциях висят щиты с международными правилами катания. Может, стоит и на Тростяне сделать что-то подобное…. Ведь так или иначе ты это читаешь и где-то на уровне подсознания помнишь об этом.

А пожилой балкарец рассказывал о том, что Ольгин поворот назван в честь погибшей на том склоне медсестры во время Великой Отечественной войны. О том, какие тяжёлые бои вели наши солдаты в Приэльбрусье с немецким «Эдельвейсом». На ст.«Мир» стоит памятник солдатам, погибшим в Приэльбрусье. Говорят, что даже сейчас с трещин ледников достают солдатские тела. А ещё он рассказал историю о том, как группа, делавшая восхождение на Эльбрус, остановилась у «Приюта 11». Одна девушка без разрешения вышла с места стоянки и пошла в сторону «скал спасателей». Провалилась в клинообразную трещину. Растапливая теплом своего тела лёд, уходила всё глубже и глубже. Поднялась метель…, а когда её нашли и попытались вытащить, зацепив верёвку за руку, то оторвали руку, а тело так и осталось в трещине. После такого рассказа я хлебнула глинтвейна и вперёд на «Старый Кругозор».

За те дни, которые мы были в Терсколе, горы показали нам, какими они бывают, от весеннего тепла с бегущими ручьями до метели с лавинами. В течении нескольких дней погода менялась кардинально. 19 числа начали говорить о том, что ночью или на рассвете будут бить лавины. Пушки стояли вдоль всего ущелья на своих местах и стреляли из них по давно известным координатам. Ведь в метель не увидишь, куда стрелять. Рассказывали, что в прошлом году лавина накрыла шестерых ребят, которые катались на бордах в довольно не подходящем месте, построив там себе трамплины и никого не предупредив о своём местонахождении.

В день отъезда с самого утра мы услышали громыхание пушек. Я впервые в жизни услышала, как шумит лавина…. Выстрел… и почти сразу шум, который не перепутаешь ни с чем. Собирая рюкзаки, мы время от времени подбегали к окну и вглядывались в горы. Саму лавину так и не увидели, наверное, это и к лучшему…. Проезжая по ущелью, сразу видны участки, где не так давно прошла лавина. В тех местах все деревья лежат как примятая трава. Одним из таких мест есть участок дороги, который находится между самим Терсколом и станцией «Азау». Последняя лавина там прошла в 2002 году, но такое впечатление, что это было пару месяцев назад. Деревья практически прижаты к земле, но при этом продолжают расти. Это и есть один из самых опасных участков, поэтому на кануне все говорили о том, что если снег будет идти ещё пару дней, то этот участок дороги закроют, а значит - на Эле не покатаешься.

Хочу отметить тот факт, что дорожные службы там работают просто отлично. Да и сами жители с раннего утреца уже машут лопатами. На кануне отъезда я всё время переживала, как мы сможем на легковой машине (легковушка до Мин.вод стоит 1500 рус.рублей) проехать по ущелью к Мин.водам, если всё время идёт такой снег. Но состояние дороги приятно удивило. Грейдеры работали круглосуточно. А в самом Терсколе с самого утра ратрак чистил проезды к подъездам домов. Ответственности людей можно позавидовать. Все понимают, что если вовремя не расчистить дороги, дорожки и тропинки, то есть шанс в прямом смысле слова засыпаться снегом. Но иногда и всех этих мер не достаточно. Оказывается, бывалые в тех местах экстрималы предпочитают жить на верхних этажах. В прошлом году после сильного снегопада, жителям первого этажа пришлось вылезать на улицу через окна и освобождать двери подъездов от снега.

Вечером, в канун отъезда, сидели с календариком на 2006 год и выбирали две недели для следующей поездки. С конца февраля и до средины марта очень большой наплыв народа, так что это следует учитывать желающим поехать на Кавказ.

Уезжать не хотелось ну просто до слёз…. Мы оставляли такой снег…. На улице было много народу: кто спешил со снарягой запрыгнуть в первую попавшуюся машину, которая ехала в сторону «Азау», а местные молча стояли и смотрели на горы, откуда доносился шум лавин. Глядя на их не весёлые лица, было понятно, что ситуация не из лучших. За сутки снега нападало столько, что всё вокруг преобразилось до неузнаваемости. Мы ехали по ущелью и просто не могли наглядеться на всю эту красоту. Сосны и берёзы держали на своих ветках огромные шапки снега и только изредка, когда ветка под тяжестью сильно прогибалась, с дерева обрушивался столб снежной пыли. Ну, просто сказка….

А самое интересное, что когда мы выехали с ущелья, то не увидели больше ни капли снега. Поразительный контраст.

При выезде с Кабардино-Балкарской автономии простояли минут 40 в пробке, которая образовалась в результате досмотра машин представителями всё тех же властных структур.

Билеты взяли без проблем. Вагон был полупустой. По дороге пели «Беловежскую пущу» и подпевали звучащему по радио «Милая моя, солнышко лесное». За окном проплывали абсолютно бесснежные поля. А когда в полусонном состоянии приоткрывала глаза, то казалось, что за окном горные склоны с заснеженными вершинами и что едешь ты по ущелью, а на самом деле это были просто деревья и причудливые формы облаков в сумерках. Где-то в вагоне слышался говор то ли кабардинок, то ли балкарок, которые везли огромные тюки с нитками в Киев на продажу и которых хотели снять с поезда пограничники. Закрываешь глаза и попадаешь на станцию «Азау». Там так же, торгующие своим товаром женщины, живо и достаточно громко о чём-то говорят. Сейчас сядешь в вагончик и наверх, на «Мир». А потом только шорох снега под лыжами и ты с таким удовольствием едешь вниз…. Перед «Старым Кругозором» небольшая труба, ты подлетаешь к кафешке, ищешь в толпе укатанных и загорающих лыжников и бордеров знакомые лица, чтобы поделиться впечатлениями от спуска…. Горячий глинтвейн…. И только старые седые горы молча и строго смотрят на всех нас как на детей неразумных….


………………………………………………………………………………….......................
-Здравствуйте, пограничный контроль Украины.
Ваши паспорта….
…………………………………………………………………………………………….......
Вот мы и дома….

А СЕРДЦЕ ОСТАЛОСЬ НА СКЛОНАХ ЭЛЬБРУСА…Автор: Irina

Комментарии и дополнения

19:28 28 ноября 2006 г.

Irina, большое спасибо за увлекательнй рассказ, полный красочных впечатлений
Для того чтобы оставлять комментарии необходимо зарегистрироваться

Для пользователей

 Имя 
 Пароль   
Регистрация | забыли пароль?

Места для катания

Опросник сноубордиста

Как давно ты катаешься на сноуборде?







Посмотреть как ответили другие

Администрация | Отзывы и предложения
SNOWS.RU - Снежный Портал
Русская версия © 2006